วันศุกร์ที่ 26 พฤศจิกายน พ.ศ. 2553

Все до сих пор сказанное о воспитании ребенка указывает на порядок, в котором должно развивать его благочестие, отношение к Богу.

Все до сих пор сказанное о воспитании ребенка указывает на порядок, в котором должно развивать его благочестие, отношение к Богу.


САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ ХРИСТИАНИНОМ


Нельзя точно сказать, когда человек впервые осознает себя христианином и самостоятельно решает жить по-христиански. Это бывает в возрасте 7, 10, 15 лет и позже. Большей же частью тогда, когда ребенок уже обучается.

  Установленный порядок воспитания следует сохранять и в период обучения ребенка. При этом порядок обучения не должен противоречить христианскому настроению, т.е. детей нужно ограждать благочестием, церковностью и соответственным образом действовать на их тело, душу и дух.

  Обучение должно быть поставлено так, чтобы можно было отличить главное от подчиненного. Пусть считается главным - изучение веры, и лучшее время уделяется на добрые дела, которые, в случае столкновения, следует ставить на первое место. Следует одобрять не только успешность в науках, но и веру ребенка, и его добрый нрав. Пусть не угасает в нем убеждение, что наше гласное дело -

  угождать Богу, а успех в науках есть добавочное качество, нужное только о настоящей жизни. Науки же не следует возносить так высоко и представлять в таком блестящем виде, чтобы они занимали всё внимание. Исключительная забота о научности вредна. Она приводит к охлаждению духа, и это, в свою очередь, может склонить человека к разврату.

  Должно стать законом, что всякая наука, изучаемая христианином, должна быть пропитана христианскими началами. Христианские же начала - истинны. Поэтому их нужно считать меркой истины. Опасность в том, что науки преподаются без всякого внимания к истинной вере, причем допускается вольность и ложь. Учащихся стараются убедить, что вера и наука - две различные области. Но ведь в нас-то дух один! Он принимает и науки и веру. Да и область истины - одна. Если вера и жизнь в духе веры будут преобладать во внимании ребенка над науками, то несомненно, что положенные в детстве начала будут сохранены и принесут зрелый плод.

  Если так вести воспитание человека с детства, то постепенно перед ним будет раскрываться характер, какой должна иметь его жизнь. Он будет привыкать к мысли, что на нем лежит обязанность - жить и действовать согласно закону Спасителя, что все другие дела и занятия уместны только в продолжение настоящей, земной жизни и что у него есть другое отечество, к которому надо устремлять мысли и желания. Живя по-христиански с детства, человек, придя в полное сознание себя самого как христианина, обязанного жить по закону Спасителя, уже самостоятельно решает сохранять в себе дух благочестия, в котором до сих пор он ходил под руководством воспитателей.

  В крещении его обязательства были приняты несознательно и потом сохранялись в нем чужим умом. Теперь же он сам избирает духовную жизнь, благое иго Христово и посвящает себя Богу. Теперь он сам распоряжается своими мыслями и делами, не потому что другие передали их ему, а потому, что он сам считает их верными. Пусть он разумно убедится, что вера, которую он сознательно исповедует, есть единственно верный путь спасения и что все другие пути пагубны.

  Только таким образом его личная вера и жизнь по вере станет твердой и непоколебимой. Он не соблазнится дурным примером, не увлечется пустыми мыслями.

  Если же человек сам не осознал себя христианином, то, как прежде его настраивали добрые примеры и добрые мысли, так теперь недобрые примеры и злые мысли могут увлечь его к греху, и чем больше соблазнов он встретит на своем пути, тем он в большей опасности.


Человек, сознавший себя христианином, пусть теперь сам хранит прежнюю чистоту жизни, которую хранили в нем другие.


РАЗВИТИЕ ДУШИ РЕБЕНКА


Вместе с проявлением телесных потребностей в ребёнке начинают развиваться и способности души.

  Вот ребенок начинает рассматривать тот или иной предмет, предпочитая одни другому. Это значит, что он начинает употреблять чувства и что в нем пробуждается деятельность его воображения и памяти.

  Первые впечатления остаются надолго в памяти, поэтому хорошо освятить их предметами из области веры. Первую пищу для своего образования душа получает извне, от чувств, через воображение, первые предметы чувств должны способствовать развитию христианской жизни, задавать ей тон. Ребёнок видит иконы, свет лампадки, слышит церковные песнопения - и они оставляют глубокий след в его душе. То, что ребёнок воображает и хранит в памяти, составляет содержание его души.

  Всё же то, что может развратить душу - нужно удалять от ребёнка, чтобы суетное и соблазнительное и нехорошее не тревожило его воображение.

  Дело чувств - видеть, слышать, осязать, испытывать. Не употреблять чувств нельзя, но при этом неизбежно и развитие склонности - без цели видеть и слышать, т.е. излишняя любознательность, когда ребёнок старается асе разузнать без порядка и цели, нужно это или не нужно. Как же быть?

  При упражнении чувств следует соблюдать меру и порядок и направлять их на нужное, отстраняя все другое. Очень важно не давать ребёнку перебегать с предмета на предмет; нужно постепенно переходить от одного явления к другому. Таким образом, ребёнок приучится владеть своими чувствами и воображением, он не будет рассеянным и непостоянным, и чрезмерная любознательность не будет расслаблять его силы, гоняя его от одного предмета к другому.

  Страсти тоже тревожат ребёнка с раннего возраста. Он еще не говорит и не ходит, но уже сердится, завидует, стремится присвоить себе что-нибудь. Этому злу нужно противодействовать. Неопытным родителям это нелегко, и сразу им не объяснить - как поступать. Но, 1) нужно делать всё, чтобы не дать возможность этим страстям появиться, и 2) если страсть уже появилась, надо спешить ее погасить, чтобы она не укоренилась. Страсть - явление душевное, и сначала родители не знают, как действовать на душу ребёнка. Поэтому, прежде всего, нужно молить Господа о помощи. Со временем родители приобретают опыт и находят средства для борьбы со страстями детей. Нужно всячески помогать ребёнку владеть порывами своих страстей, набеги которых продолжаются до конца жизни. Необходимое доброе расположение ребёнка надо создавать воздействием на его ум, волю и сердце.

  На ум. Образование ума нужно начать одновременно с началом развития речи ребёнка. Его следует с самого начала учить разбираться в том, что есть добро и зло. Это делается при помощи разговоров и вопросов. Родители говорят между собой: дети слышат и усваивают себе не только мысли, но и стиль, и манеру сказанного. В разговорах следует всегда называть вещи своими именами: жизнь, смерть, удовольствия, обычаи и пр. Посредством рассказов детям можно истолковать: хорошо ли, например, наряжаться, хорошо ли, когда получаешь похвалу и т.д. Нужно спрашивать детей, что они думают о том или другом, и поправлять их ошибки. Таким образом, дети привыкают здраво судить о вещах и остерегаться мирского мудрствования еще до того, как они начнут читать книги. Помнить следует, что истина насыщает ум, а ненасытное мудрствование только бесплодно разжигает любознательность. Истина доступна и ребёнку - это показал опыт. Например, во время мученичества, малые дети рассуждали о Спасителе, о будущей жизни, о безумии идолопоклонства. Истины, слышанные от родителей, укрепились в их сердце и за них дети готовы были идти на смерть.

ไม่มีความคิดเห็น:

แสดงความคิดเห็น