วันศุกร์ที่ 26 พฤศจิกายน พ.ศ. 2553

  Василий Григорьевич Янчевецкий, ставший впоследствии известным русским писателем-историком советского периода, пошел по стопам отца - был страстным путешественником и преподавателем латыни в 1-й петербургской гимназии. Он также стоял у истоков российского движения скаутов.

  Василий Григорьевич Янчевецкий, ставший впоследствии известным русским писателем-историком советского периода, пошел по стопам отца - был страстным путешественником и преподавателем латыни в 1-й петербургской гимназии. Он также стоял у истоков российского движения скаутов.

  Вот что сказано о нем основателем этого движения О. И. Пантюховым в его книге "Русским скаутам" (Белград. 1929):

  "В Петрограде прежде всего следует отметить В.Г. Янчевецкого (преподавателя первой клас. гимназии), который организовал и совместно со мной работал со значительной группой гимназистов, носившей название 'Легион юных разведчиков'... В.Г., кроме того, состоял редактором небольшого, но очень популярного журнала 'Ученик', в котором я помешал свои заметки для скаутов 'Беседы у костра' ".

  Уже после войны, здесь, в Америке, прочел я книги :

  В. Яна "Чингис-хая", "Батый" и "Огни на курганах" - последняя опубликована с ав

тобиографией автора. Однако я и представить себе не мог, что В. Ян (ни имя, ни отчество не были указаны) и Василий Григорьевич Янчевецкий - одно и то же лицо. К тому же говорили, что В.Г. Янчевецкий в 1913 году получил назначение в русское посольство в Константинополе и был убит турками.

  Велико же было мое удивление, когда Г. Солдатов, бывший разведчик, которого я хорошо знал по лагерю "ди-пи" в Германии, прислал мне заметку "Бесплатное приложение" из журнала "Филателия СССР" (№ 8. 1980). В ней упоминалось, что в 1910 г. в Петербурге выходил журнал "Ученик" и что редактором этого журнала был Василий Григорьевич Янчевецкий, "вошедший в историю русской литературы под псевдонимом 'В. Ян'".

  Я не поверил своим глазам и решил заглянуть в БСЭ (1975 г.) Там в соответствующей статье я нашел и упоминание о журнале "Ученик", и ссылку на критико-биографический очерк Льва Разгона "В. Ян". Прочитав упомянутый очерк, я поделился своими мыслями с читателями НРСлова (20 июня 1982). Статью я назвал "Новое о В.Яне" но в редакции ей дали другой заговолок - "Новое о Василии Яне". Меня это очень огорчило. Не было писателя "Василия Яна"! Был В.Ян - человек без имени и отчества, автор многих известных книг.

  Мелочь? - Нет, нс мелочь!

  В редакции мне посоветовали послать статью сыну В. Яна, который собирает материалы об отце и который якобы проживает в Киеве. Однако оказалось, что сын В. Яна в Киеве не живет. Разыскать его мне помог случай. В "Литературной России" от 17 декабря 1990 г. была напечатана маленькая заметка "Дни В. Яна в Туве" за подписью М.В. Янчевецкого - ответственного секретаря Комиссии по литературному наследию В. Яна. Благодаря этой заметке мне и удалось связаться и с Михаилом Васильевичем Янчевецким и руководимой им комиссией.

  В 1977 г. М.В. Янчевецкий опубликовал книгу "Писатель-историк В. Ян" (изд-во "Детская литература") и сейчас работает над новой книгой о своем знаменитом отце - общественном деятеле, педагоге, художнике, журналисте, писателе, историке.

  В советское время невозможно было объективно оценить деятельность В.Г. Янчевецкого. Л. Разгон написал свой критико-биографический очерк с нескрываемой симпатией к В.Г. Янчевецкому, однако там содержится такая фраза: "По многим статьям в 'Воспитании сверхчеловека', по коротким заметкам, которые он печатал в газете 'Россия', в своем журнале, по тому, что В. Янчевецкий имел отношение к первым русским бойскаутам, - легко представить себе отъявленного ретрограда, отвратительную смесь Передонова с отставным унтером" (стр. 31).

  Я не верю, что приведенный отрывок действительно написан Л. Разгоном. Думаю это не что иное, как рука Главлита.

  Скорее всего, по воле того же Главлита М.В. Янчевецкий в своей книге не совсем точно написал: "Педагог В. Янчевецкий пытался объединить ребят, организовав у себя в гимназии отряд мальчиков, как он их называл - 'разведчиков' или 'пионеров'". Еще пример из книги "Писатель-историк В. Ян" - под одной из фотографий подпись: "В.Г. Янчевецкий, учитель 1-й петербургской гимназии, на занятиях гимнастикой с гимназистами.

  1912". У меня же на ксерокопии этой фотографии из "Ученика" имеется подпись: "Петербургские разведчики во дворе лейб-гвардии егерского полка занимаются гимнастикой на турникете, сделанном из бамбуковых шестов".

  В.Г. Янчевецкий в 1901-1904 гг. был инспектором колодцев в Туркестане. Там он изучал восточные языки и жизнь местного населения. В Русско-японскую войну он стал фронтовым корреспондентом Санкт-Петербурского телеграфного агентства (СПА), а в годы 1906-1913 преподавал латинский язык в 1-й петербургской гимназии (ныне школа № 321 на Социалистической ул., 7. где есть посвященный ему стенд. Из числа гимназистов В.Г. Янчевецкий весной 1910 г. создал "Легион юных разведчиков", а с осени 1910 г. стал выпускать журнал "Ученик".

  В 1913 г. В.Г. Янчевецкий отбыл в Турцию корреспондентом СПА, а с 1914 г. был военным корреспондентом в Румынии. Откуда он вернулся в Россию и в 1918 г. оказался в Сибири у белых. К красным попал в Урянхае (ныне Тува), бывшей в то время формально частью Китая. В 1923 г.

  приехал в Москву. С 1927 г. стал печатать во "Всемирном следопыте" историко-краеведческие статьи о Туркистане под псевдонимом "В.Ян". В 1941-1944 годах жил в эвакуации в Куйбышеве и знакомом ему Туркестане. Умер в Звенигороде 5 августа 1954 г.

  Объективный критико - биографическии очерк о В.Г. Янчевецком еще не написан, но, думаю, это только вопрос времени.


pp0964.jpg


ИСТОРИЯ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ШАНХАЕ (КИТАЙ)


Первый отряд русских скаутов в Шанхае был организован при Коммерческом Училище летом 1925 г. Это был смешанный отряд (в нем было около 60 скаутов" вожатых, т.е. разведчиц, и волчат) и его возглавил один из преподавателей училища, скм Д.Г.Бочкарев.

  В 1927 г., при Ассоциации Английских Скаутов, инс Д.С.Марков и инс М.Глушков создали так называемый Второй отряд русских скаутов, который вскоре перешел в ведение НОРС в Шанхае.

  Начальником Китайского отдела" общая численность которого достигала до 600 человек и в который входили шанхайская дружина, тяньзинская дружина, отряд морских скаутов (в Шанхае), и сводные единицы (отряды или просто звенья) в городах Мукдена, Дайрена, Циндао и Пекин, был назначен скм Г.В.Радецкий-Микулич, который тогда проживал в Пекине. Однако в 1929 г., приказом Ст. Скаута Олега Ивановича Пантюхова, был утвержден "Отдел НОРС в Китае" с Главной Квартирой в Шанхае, куда к тому времени переселился Радецкий-Микулич.

  Здесь нужно упомянуть, кроме Бочкарева, Маркова и Радецкого-Микулича, таких выдающихся руководителей, которые вложили свою скаутскую "искру" в работу Китайского отдела, как скм Н.И.Ядрышникова, скм С.Н.Рудина-Донченко, скм М.М.Плеханова, скм В.И.Захарова, скм И.Н.Голубева, скм П.Скобяева, пом скм А.Коптилина, и пом скм В. Смирнова. Здесь также нужно упомянуть г-на В.В.Рипаса, председателя Комитета содействия шанхайской дружины, благодаря стараниям которого и его помощников был приобретен полный лагерный инвентарь и была создана возможность провести три больших лагеря за пределами Шанхая.

ไม่มีความคิดเห็น:

แสดงความคิดเห็น