วันศุกร์ที่ 26 พฤศจิกายน พ.ศ. 2553

  Сейчас христианские моральные требования глубочайшим образом естественны для людей. Они не являются внешним законом, навязанным Богом людям. Они в самом человеке, в его совести и являются нормальными условиями, при которых может развиваться человеческая душа и единственными возможными условиями для того, чтобы эта душа оказалась способной приобрести царствие Божие, в котором не может быть ничего грязного и греховного.

  Сейчас христианские моральные требования глубочайшим образом естественны для людей. Они не являются внешним законом, навязанным Богом людям. Они в самом человеке, в его совести и являются нормальными условиями, при которых может развиваться человеческая душа и единственными возможными условиями для того, чтобы эта душа оказалась способной приобрести царствие Божие, в котором не может быть ничего грязного и греховного.

  В нарушениях нравственного закона надо отличать два рода нарушений: нарушения фактические, когда человек знает, что он согрешает, но по немощи и грехолюбивости нарушает и нарушения принципиальные, когда человек опротестовывает самый закон нравственности.

  Закончил Владыка свой доклад указанием на глубочайшую ответственность всех нас. Обладая православным нравственным законом, мы обязаны его хранить, изучать и прилагать к жизни.


НЕСКОЛЬКО ПОНЯТИЙ


  Психику личности можно себе представить, как некое поле сил. Силы эти носят различный характер. В качестве основного их подразделения можно представить себе следующее: 1). Воздействие внешних факторов, 2) предшествующий опыт и 3) настоящее психическое состояние. Это поле психических сил постоянно попадает в определенные ситуации, под которыми, в данном случае, понимается наличие вызова, вопроса, исходящих как извне, так и изнутри и требующих своего разрешения. Эти положения, заимствованные из психологии, имеют в известной мере и социальную значимость. Ниже я займусь кратким описанием некоторых классических установок, определяющих разрешение ситуаций:

  АВТИЗМ - уход внутрь себя, под влиянием неудовлетворенных желаний. Человек живет в фантастическом и мифическом мире. В результате этого состояния очень часто вырабатываются враждебные установки. Пояснение: в качестве автического проявления можно рассматривать, например, клевету, в которую человек сам верит. Моменты автизма есть в юдофобстве, массономании.

  АГРЕССИЯ - явление, при котором в результате внутреннего конфликта наблюдается психическая напряженность, выражающаяся во вне в агрессивной форме.

  Пояснение: частой предпосылкой агрессии является, например, комплекс малоценности. Так, распространен феномен, при котором чрезвычайно застенчивые люди ведут себя вызывающе и грубо в обществе. Подобные же моменты можно найти в таком социальном явлении, как шовинизм. БЕГСТВО - явление, при котором психика избегает неразрешенных ею задач.

  Пояснение: примером этому может служить, например, нехождение в церковь, как попытка избежать встречи с неразрешенными религиозными проблемами. Или отношение некоторых кругов эмиграции к политике, не лишенное подчас даже агрессивного момента, в результате ощущения своей неспособности разрешить поставленные историей политические задачи.

  ИДЕНТИФИКАЦИЯ - идентификация своих интересов или потребностей с таковыми другого лица или группы.

  Пояснение: это явление крайне характерно для психологии массы. Наблюдается оно широко и в армии. В значительной мере моментов идентификации определяется и социальная роль вождя.

  ПРОЕКЦИЯ - перенесение на иную личность или группу ответственности за собственные неудачи.

  Пояснение: это очень распространенная Форма психической самозащиты. В обиходном языке это часто передается выражением "козел отпущения".

  РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - подведение рационального обоснования под осуществление желаний, неудовлетворенность которых вызывает психическую напряженность.

  Пояснение: основной целью этой установки является стремление к примирению желаний и стремлений с совестью. Обычно это сопровождается упрощением проблемы и бегством от рациональных контр-доводов. К этому явлению можно отнести такие построения, как утверждение антиэтичности национального воспитания в эмиграции, будто бы обрекающего на несчастье детей, которые будут вечно преследоваться тоской по родине или теория всесильности советской власти и вытекающей из этого неоправданности борьбы с ней. Подсознательным стимулом таких теорий является стремление к спокойной и безмятежной жизни.

  РЕГРЕССИЯ - явление, при котором, под влиянием психических травм или шоков, психическая структура субъекта возвращается к более примитивному состоянию: упрощаются реакции, ослабляется контроль над чувствами и т. д.

  Пояснение: в языке это часто передается выражением "впал в детство". Эта Форма поисков защиты в беззащитности. Примером этому могут служить слезы в таком возрасте, когда уже обычно не плачут.

  Некоторые склонны видеть элементы регрессии в скаутизме - тяга к природе человека, не справившегося с цивилизацией, склонность к игре и мальчишеству у руководителей, не сумевших занять в обществе желаемого положения.

  РЕПРЕССИЯ - попытка не допустить неудовлетворенные желания в пределы сознания.

  Пояснение: Фрейд очень подробно разбирает это явление в конфликтах между личностью и обществом, в возникновении так наз., "табу". Часто подобные вытеснения относятся к области пола. Возможно, что этому вытеснению в эмиграции у некоторых лиц подлежит чувство родины. СУМБЛИМАЦИЯ - перенесение психической энергии с более примитивных объектов на более сложные, с более низменных на более возвышенные.

  Пояснение: так можно говорить о перенесении вкуса к хозяйствованию на государственное служение, можно говорить о сублимирующем значении спорта, можно понимать скаутизм, как "сублимированный досуг".

  Закончив свое информативное и в общем весьма примитивное изложение некоторых понятий, мне хочется опередить некоторые возможные возражения. Дело в в том, что некоторые руководители упрекают меня в некоторой "заумности", в склонности к бесплодному теоретизированию, в перегруженности моих статей и заметок ненужной и обременяющей терминологией. Против этих возражений я и хочу полемизировать.

  Дело в том, что всякому практическому действию предстоит его теоретическое осмысление. Если это положение исключает мир ботанический и зоологический, то оно, во всяком случае, действительно для человека -существа разумного. В основе же всякого мышления лежат понятия. Они являются тем инструментом, через который мы рационально познаем реальность. В этом заключается польза терминологии, отражающей определенные понятия. Термины же, краткому определению которых я посвятил эту свою заметку, имеют самое непосредственное отношение к скаутизму. С явлениями, которые я попытался описать, мы постоянно встречаемся в нашей работе и их классификация может быть только полезной для нашей педагогической деятельности. Размышление над этими понятиями может быть чрезвычайно плодотворным для различных методологических построений. Достаточно взять любое из них, например, понятие сублимации, как можно построить целую систему положительного регулирования психической энергии, ее устремления вверх. Впрочем, для скаутизма это отнюдь не ново. Но дальнейшая творческая работа в этом направлении может нас только обогатить. Над другими вопросами у нас думали меньше, например, о методах борьбы с явлениями проекции или регрессии. Но о конкретном преломлении этих понятий в нашей воспитательной работе я еще как-нибудь специально напишу на страницах "Опыта".

  Акела.



ТЯНЬ-ШАНЬ.


  Знаете ли вы, что в западном Тянь-Шане (Казахская АССР) в предгорьях жара пустыни, а на горах - вечный снег и лед? Здесь необычайное разнообразие животного мира: тут птицы и звери, типичные для Европы, для Центральной Азии и для Северной Африки: дикобразы, кабаны, медведи, барсы, а на утесах гнездятся беркуты и грифы.

ไม่มีความคิดเห็น:

แสดงความคิดเห็น