วันศุกร์ที่ 26 พฤศจิกายน พ.ศ. 2553

  Теперь, когда ты прочтешь это, тебе покажется, что так с тобой быть не может. С кем-нибудь другим может быть. С тобой - никогда. Не обольщайся. Бывало и с тобой. Бывало и похуже.

  Теперь, когда ты прочтешь это, тебе покажется, что так с тобой быть не может. С кем-нибудь другим может быть. С тобой - никогда. Не обольщайся. Бывало и с тобой. Бывало и похуже.

  Подбегают девчонки.

  - Нy как, Марина, ничего мы спели?

  В глазах у девчонок трепетное ожидание. Но ты не видишь ни их

  глаз, ни ожидания. Ты поглощена своей заботой:

  - После, девочки, не до вас мне.

  Если бы потом Марина опомнилась немного, попыталась найти тех девчонок и сгладить бестактность... Мастерами упреков и выговоров мы почему-то становимся раньше, чем мастерами похвалы.

  А слово похвалы - великое слово. Оно рождает радость и энергию, желание сделать больше, лучше. Желание быть лучше. Слово похвалы делает робких более смелыми, неуверенным дает уверенность. Вы замечали, что в борьбе побеждают часто не самые сильные, а те, кто чувствует поддержку, одобрение?

  Да что там говорить, даже мы, достаточно взрослые люди, нуждаемся в одобрении, хотя вроде бы давно уже научились находить утешение в собственном чувстве удовлетворения от успеха. Что же тогда ребята, которые только еще учатся этому? Им постоянно нужно одобрение взрослых, поддержка, доброжелательство.

  Дети необычайно чувствительны к похвале и одобрению. Огромное удовольствие сознавать, что тобой довольны, тебя уважают и ценят. Иногда человеку хочется напустить на себя этакую мину равнодушия и безразличия к похвале. Но трудно, никак не удается. Лицо так и расплывается в улыбку.

  Те, кого не хвалят, начинают испытывать странное искушение ходить в отпетых, неисправимых. Мы все видели таких ребят, имели с ними дело. Мы хотели их разгадать, приручить. И не всегда могли их понять. А у них-то был всего-навсего протест против непризнания. Всем нам надо учиться искусству доброго слова. И тогда нас ждут большие открытия.

  Ребята не станут относиться к нам хорошо, если не уверены в нашей доброжелательности, не догадываются о нашей заинтересованности, сомневаются в нашей расположенности к ним. Привыкнув к тому, что мы думаем о нем плохо, мальчишка не испытывает желания стать лучше. Постоянные проработки теряют свою силу, когда становятся привычными, они уже не вызывают чувства стыда.

  Есть на свете вожатые, которые, даже гневно распекая кого-то, умеют взять тон доброго отношения к человеку. Поступок ты совершил плохой, но человек-то ты неплохой. К проступку отношусь с неодобрением, плохо отношусь. Но это не значит, что к тебе вообще отношусь плохо. Про таких вожатых ребята говорят:

  - Отругает, а, кажется, будто тебя похвалили. Стыдно, а не обидно.

  Общий тон

  Дело, наверное, не столько в самом факте поощрения, хотя и на эти факты не надо скупиться. Но главное в том, что общий тон, стиль, характер наших взаимоотношений с ребятами должен быть поощрительным.

  Когда ты занят с ребятами одним делом, ты знаешь: успех дела во многом зависит от твоего настроения. Ребята почти всегда готовы откликнуться на воодушевление воодушевлением. А если ты при этом обрадуешься удачной выдумке, сноровке, тогда от дела их уже не оторвешь. Они любят и потом долго вспоминают эти часы горячей радостной работы, когда все вместе, всем одинаково трудно и одинаково хорошо, и каждый готов помочь другому.

  Среди вожатых есть счастливцы, у них все получается само собой. Они от природы одарены способностью заражать всех вокруг своим прекрасным настроением. Есть натуры, которые, не отличаясь такой поистине солнечной заразительностью, умеют по-своему незаметно творить вокруг себя не очень громкую радость. Как они это делают? Они каждую минуту внимательны к тому, как живут ребята. Много думают об этом. Они заботятся о том, чтобы каждая минута ребячьей жизни была светлой.

  Интерес к человеку, к его делам, мечтам, фантазиям, склонностям

  - это ведь тоже поощрение.

  Заинтересованность

  Искренняя заинтересованность и участие помогают довести до конца самые, казалось бы, нереальные предприятия, пробуждают дремавшие до поры способности, окрыляют таланты. А нам и надо, чтобы ребята у нас становились людьми деятельными, увлеченными.

  Может быть, мы не сразу поверим, если мальчишка, берясь за работу, скажет уверенно:

  - Это чепуха, это мне раз плюнуть.

  Это он по наивной своей неопытности склонен переоценивать свои силы и не умеет еще предвидеть трудностей.

  Мы не скажем ему недоверчиво:

  - Куда тебе! Ничего у тебя не выйдет. Мы не сделаем этого по двум причинам. Bo-первых, вдруг выйдет. При страстном желании, при великом упорстве ребята и в самом деле способны на чудеса. Во-вторых, мы сами хотим, чтобы они брались за трудное, потому что в трудном происходит испытание и воспитание выдержки, настойчивости. А доверие - признание этих качеств - еще больше их укрепляет.

  Ну, а если уж у мальчишки все-таки не получится, мы не поспешим сказать; этот текст и взрослого способен обескуражить:

  - Что же ты? Ведь говорили тебе, предупреждали...

  Неудача, провал, неуспех и так повергают ребят, особенно подростков, в страшное уныние. "Что я за людишка такой, ни к чему не пригодный?" Нам очень важно вселить в ребят веру в свои силы, поддержать, ободрить...

  Есть среди наших ребят и такие, кто из-за своего характера или дурного воспитания на вечных попреках испытывают хроническое неверие в себя.

  - Куда мне. У меня вообще не руки, а крюки... - чья-то то и дело повторяемая присказка уже превратилась у бедняги в самооценку. Надо вступиться. Надо заставить человека сбросить с себя тяжкий гнет неуверенности. Подбодрить, поддержать:

  - Смотри-ка, а ты молодец. Не робей, обязательно получится.

Спасибо!

  Почему мы так мало благодарим ребят? Обычное "спасибо" - часто ли слышат его ребята? Ребята любят сознавать, когда, если бы не они, взрослым пришлось бы туго. Это делает их взрослее, поднимает их в собственных глазах, они кажутся себе сильнее, могущественнее.

  Но тут существует странное несоответствие. Прикладываются огромные усилия, чтобы с ранних лет приучить ребенка говорить всем "спасибо", а ему сказать слово благодарности часто не считают нужным. Сами ребята на этом не настаивают. Больше того, часто и не

  замечают. Зато замечают, и рады, и с трудом скрывают удовольствие, когда встречают благодарный взгляд или улыбку.

  Нам необходимо отличать проявление каждой хорошей черточки в поведении, облике, характере растущего человека. Кто-то сегодня чуточку способнее, кто-то бодрее, кто-то терпеливее, аккуратнее, внимательней, чем всегда. Сережка перестал жадничать, Аня - пищать по пустякам, трое подружек сегодня не ссорятся, два приятеля не дерутся... И каждому такому успеху наш знак внимания и одобрения. Иногда тайный, иногда гласный. Взгляд, кивок, улыбка, жест, слово, большее доверие, большее уважение, большая ласковость. Всем этим мы как бы говорим: "Ты ведешь себя правильно, дружище, ты на верном пути, я за тебя радуюсь и думаю, что ты людишка славный". Это нужно человеку - уверенность, что он поступает хорошо и людям нравится. В спектре одобрения тысяча оттенков.

  Только достало бы нам внимания к нашим ребятам, понимания их, чувства меры и такта. Верно оценить то, что случилось сегодня, можно, лишь будучи пристально наблюдательным всегда.

ไม่มีความคิดเห็น:

แสดงความคิดเห็น